Культурная тропинка

 Электронное пособие. 5-9 класс

В обители новгородских творцов

 

Десятинный монастырь – памятник архитектуры XIV-XIX в.

 

Точную дату основания монастыря сложно назвать, поскольку все постройки монастыря разновременные. Временем возникновения монастыря считается 1327 год, когда архиепископ Моисей возводит церковь Рождества Богородицы «на Десятине». Но не исключено, что Десятинный монастырь мог быть основан и раньше. На это указывает икона «Успение» начала XIII в. из Десятинного монастыря, хранящаяся сейчас  в Третьяковской галерее. Существует также предположение, что он был основан в первой половине XIII века княгиней Феодосией Мстиславовной, в монашестве — Евфросиньей, матерью Александра Невского, в честь «чудесного избавления от нашествия суздальцев в 1170 году».

 

Осада Новгорода (1170 год) - ознакомиться
Чудо от иконы «Богоматерь Знамение» (Битва новгородцев с суздальцами) - ознакомиться

 

Не совсем ясно, что послужило причиной названия монастыря.  Термин «десятина» в древнерусском языке был многозначен. По Уставу князя Владимира Святославича 10-я часть  дохода – церковная десятина – отделялась в пользу церкви. Десятиной именовалась и сумма, которая собиралась  «десятинниками»  с монастырей и церквей в пользу Софийского собора. Десятиной называли также княжеские имения, это, скорее всего, могло дать имя монастырю. Возникший на бывшем княжеском участке земли, монастырь стали называть «на Десятине», а позднее Десятинским или Десятинным.

 

На протяжении  всей своей истории Десятинный монастырь разрушали и разоряли. Он никогда не принадлежал к числу наиболее богатых и сильных. Только в XVII веке, когда монастырем управляла игуменья Улита, принадлежавшая к хорошей семье и обладавшая связями монастырь начал процветать. Церковь претерпела реконструкцию, а монастырь получил разные льготы (обеспечение земель, освобождение от уплаты сборов, казенное содержание в пути и в столице). В эти же годы в монастыре поселилась богатая  вдова Агафья Семеновна Аничкова – представительница древнего новгородского боярского рода, которая преподнесла в дар монастырю все свои земли, более 2000 десятин и 400 с лишним душ крепостных крестьян.

Монастырь пострадал в годы шведской оккупации Новгорода 1611—1617 гг., после которой в нем осталась только Рождественская церковь.

В XVIII веке монастырь потерял все свои владения по церковной реформе, проведенной Екатериной II. До 1764 года в монастыре проживали «престарелые и увечные инвалиды», которых начали присылать на пропитание еще при Петре I.

В середине XIX века  Рождественская церковь имела в плане вид продолговатого четырехугольника с апсидой на восток (полукружие). Позднее церковь была увеличена с северной и южной стороны с двумя апсидами. Основной куб имел барабан, который венчала золотая глава с крестом. Над приделама также возвышались небольшие барабаны с главками. Украшен храм был очень скромно. Лишь в нижних частях стен имелись вкладные кресты. Храм был выстроен из красного и розового ракушечника с применением кирпича. Позднее храм неоднократно перестраивался. История этой обители хранит память о событиях и людях, известных в России и за её пределами. В подцерковье собора Рождества Богородицы обрела последний приют Прасковья Луполова. Имеется предположение, что именно она является прообразом Пушкинской Маши из произведения «Капитанская дочка». 

  

 

 

 

 Собор Рождества Богородицы

в 1945 году

 

 

Рождественский храм занимал центральную часть монастырской территории. Остальные здания располагались по правильному геометрическому плану в виде четырехугольника.  Самая ранняя из сохранившихся построек монастыря – двухэтажные настоятельские кельи.  Основательно разрушенные в годы войны здание восстановлено не полностью, только его южная часть. Сейчас в нем размещается правление новгородского отделения Союза художников России. В южной части монастырской территории находился каменный двухэтажный корпус для сестер. Сейчас это здание используется под творческие мастерские художников. Западная часть монастырской территории ограничена протяженным одноэтажным каменным зданием, которое объединяло в себе трапезную, кухню, хлебопекарню и квасоварню Интересно отметить, что в 1901 году к этому зданию был проведен водопровод, что в те времена для провинциального Новгорода было редкостью. В северном здании ныне располагается Государственный Музей художественной культуры Новгородской земли.

 

 

 

 

 

Дата последнего обновления страницы 01.04.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»