Культурная тропинка

 Электронное пособие. 5-9 класс

Творчество новгородских мастеров

 

 

Народное декоративно-прикладное искусство – результат творчества многих поколений мастеров. Оно едино в своей художественной структуре и необычайно разнообразно по своим национальным особенностям, которые проявляются во всем, начиная с выбора (использования) материала и заканчивая трактовкой изобразительных форм.
Рожденное в среде земледельцев, скотоводов, охотников, народное творчество на протяжении всей истории своего развития связано с природой, законами ее обновления, проявлением ее жизнетворных сил. Само существование человека неотделимо от природы, которая дает материал для жилища и одежды, продукты питания, определяет ритм человеческой жизни сменой дня и ночи, чередованием времен года. Потому все это и находит отражение в произведениях народного творчества, составляющих целостное явление культуры каждого народа.

Известное утверждение, что народное искусство прочно связано с бытом, касается не только декоративно-прикладного творчества. Песни и танцы, былины и сказки также неотделимы от повседневной жизни народа, потому что в них воплощались мечты о прекрасном, представления о лучшей жизни, о добре и зле, о гармонии мира. В праздниках урожая, проводах зимы, встрече весны, в различных обрядах и ритуалах творческое начало проявлялось комплексно, многофунк-ционально. В связи с этим народное искусство называют синкретичным, т.е. объединяющим разные функции предметов и связывающим их с повседневным бытом.
Глубокое понимание народным мастером материала позволяет создавать совершенные произведения декоративно-прикладного искусства. Дерево и глина, камень и кость, кожа и мех, солома и лоза, – все эти материалы находят органичное использование в разных предметах быта. Они не подделываются под дорогие материалы, а обрабатываются и декорируются в соответствии с их собственными природными свойствами. Поэтому гончарное изделие из простой глины не спутаешь с посудой из фарфора, а медный луженый сосуд – с предметом, выполненным из серебра.
Это умение использовать естественные качества материала воплотилось в художественно-технические приемы, позволяющие наиболее рационально конструировать и украшать изделия орнаментом или сюжетными изображениями, соединяя в них реальные прообразы со смелой фантазией творца. Так сложились традиционные для многих народов нашей страны виды художественного ремесла: ковроделие, узорное ткачество, вышивка, кружевоплетение, гончарство, художественная обработка дерева, кости, камня, металла и других материалов.

 

 

В Грановитой палате работает выставка «Ювелирное и декоративно-прикладное искусство V–XVII веков в собрании Новгородского музея-заповедника», на которой представлено чуть более 200 экспонатов декоративно-прикладного и ювелирного искусства Древней Руси. Это произведения из драгоценных металлов, олова, фарфора, стекла, дерева и других материалов, выполненные византийскими, русскими и западноевропейскими мастерами. Они дают полную и верную картину развития новгородского и русского декоративно-прикладного искусства. Среди экспонатов есть шедевры мирового значения, например, сионы (хранилища просфор) XII в. из Софийского собора. Представлены все техники, известные в средневековом искусстве Византии, Древней Руси и Западной Европы: перегородчатая эмаль, скань, зернь, чеканка, басменное тиснение, выемчатая эмаль, скань с эмалью.

Выставку дополнили произведениями искусства в том числе более ранних веков, которые до этого были недоступны для посетителей. Она позволяет окунуться в историю Великого Новгорода, в сложных ювелирных узорах прочесть драматические моменты его судьбы, восхититься мастерством древнерусских ювелиров, свободно владевших сложнейшими техниками...

Большинство экспонатов - предметы религиозного культа, в том числе хранившиеся в ризницах монастырей, в витринах также представлены ювелирные украшения и более поздние предметы быта, большая часть которых выполнена новгородскими мастерами.

 

Экспозиция, включающая более ста пятидесяти произведений серебряного и золотого дела XVII-XIX вв., располагается в трех залах второго этажа корпуса викариев (здание Иоанновского корпуса).

Первый зал посвящен образцам светского искусства, но нашедшим применение среди церковной утвари. Русская и западно-европейская драгоценная посуда, осветительные приборы, предметы быта конца XVII - XVIII вв., поступившие из новгородских храмов, в таком объеме экспонируются впервые.

Второй зал экспозиции посвящен новым тенденциям в развитии серебряного дела в конце XVII-XVIII  вв. Основными техниками становятся резьба и чеканка. В моду входят изделия с яркими самоцветами и жемчугом.

В третьем зале экспозиции представлен круг памятников ювелирного искусства, принадлежащих мастерским, цехам, фирмам Москвы, Петербурга и Новгорода периода XIX века.  Ювелирное искусство этого времени характеризуется влиянием стиля классицизма, новыми технологиями в первой половине столетия, декоративной манерой и особой стильностью к концу века.

 


 

 


 

Дата последнего обновления страницы 01.04.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»