Скоморохи — в восточнославянской традиции участники праздничных театрализованных обрядов и игр, музыканты, исполнители песен и танцев фривольного (иногда глумливого и кощунственного) содержания, обычно ряженые.
Рекомендуем к просмотру - Цикл передач по теме "Русский театр":
На всю Русь гремело творчество новгородских народных лицедеев – скоморохов, получившее широкий размах в XVI веке. Литургическая драма «Пещное действо», которое проходило в Софийском соборе перед Рождеством, упоминается в «Историческом вестнике» за 1899 год.
С 1825 года открылся первоначальный стационарный театр, содержателем которого был некто Лотоцкий. А с 1853 года театр в Новгороде стал постоянным. В одном из купеческих домов, в переоборудованном под театр помещении на протяжении всего сезона шли регулярные платные спектакли. Самые известные актеры провинции стекались в труппу, а зачастую и столичные «звезды» участвовали в этих спектаклях.
Первый в истории города общедоступный стационарный театр возник в Новгороде в 1918 году. Это был Новгородский театр Октябрьской революции. Через сцену широкие массы трудящихся сближались с художественной интеллигенцией, приобщались к духовным богатствам, ранее не доступным ни рабочим, ни крестьянам. «Новый зритель» оказался довольно восприимчивым и восторженным. Несмотря на преобладание в репертуаре классических пьес, в жизни Новгородского театра появляются некоторые новые акценты, продиктованные временем.
В 1927–1928 гг. появляются первые советские драмы. На сцену впервые вышли участники и герои гражданской войны, выразители воли восставшего народа. В это же время при театре Октябрьской революции создается детский театр.
На сцене Новгородского театра Октябрьской революции побывали многие известные актеры России. В списках творческого состава труппы были такие имена, как Непокойчицский, М. Модестова, Б. Френдлих, получивший звание «Заслуженный артист РСФСР» за исполнение роли Павки Корчагина в спектакле «Как закалялась сталь».
Июнь 1941 года застал театр на гастролях в Старой Руссе. Нападение фашистских захватчиков и временная оккупация города не прервали творческой деятельности театра. Но теперь это были творческие фронтовые бригады с отрывками и монологами из спектаклей для подразделений Ленинградского и Волховского фронтов.
После освобождения Новгорода от немецко-фашистских захватчиков в городе возобновил работу стационарный театр. С 1 сентября 1944 года, он был преобразован в Новгородский областной театр в ведении областного управления по делам искусств, а с июня 1953 года — областного управления культуры.
В первый послевоенный театральный сезон идеи патриотизма и высокого гуманизма театр и зритель Новгорода находили не только в спектаклях о современности, но, как и прежде, в произведениях русской и мировой классики.
В дальнейшем, в 1950-е – 1960-е годы репертуар театра формировался с учетом главных, волнующих проблем эпохи — проблем формирования и становления личности. В это время советская драма занимает ведущее место в репертуаре всех театров страны.
Для театрального искусства 1970-х годов характерно обращение к современной тематике, к проблемам действительности. На первое место выступают производственные темы, и еще более важным становится нравственная сторона человеческих отношений. Репертуар театра всегда отличался разнообразием жанров. Это комедии и трагифарсы, мелодрамы и трагедии, фантасмагории и метаморфозы. Большое внимание уделялось детским постановкам.
Особым украшением города в тот период был также Новгородский народный театр оперетты при ДК профсоюзов. Новгородцы любили эти постановки, выступления проходили при полных залах. Балет блистал, это был большой коллектив, и в Новгороде его очень любили. Все спектакли сопровождал оркестр под управлением Якова Барбанеля, профессионала высочайшего уровня, как и все музыканты в составе оркестра. Но вскоре, увы, театр оперетты закрыли.
В период 1986–1989 годов наибольшей популярностью пользовались комедии «Семейный уикэнд» Ж. Пуаре, «Модели сезона», «Укрощение строптивой» и «Нельская башня».
Сегодня, как и много лет назад, в репертуаре театра Мольер и Гальдони, Островский и Достоевский, а также Брукнер и Мопассан, Шиллер и Писемский. Большим успехом пользуются спектакли по пьесам современных зарубежных комедиографов, а также русская современная драматургия.
По сложившейся уже давно традиции важнейшей частью жизни Новгородского областного театра драмы являются гастроли, и не только по Новгородской области, но и далеко за ее пределами.
С 1997 года Новгородский театр драмы носит имя Ф. М. Достоевского. С 1999 года Новгородскому театру драмы имени Ф. М. Достоевского присвоен статус академического.
В настоящее время театр активно участвует в Международном театральном фестивале по произведениям Ф.М.Достоевского, который проводится в Новгородской области, является организатором Международного театрального фестиваля Театральное Вече.
Здание театра в 1940-е годы (Епархиальный дом, постройка 1911-1912 гг)
Здание театра в 1990-е годы (специально построенное в 1987 г. здание)
Дополнительно:
И. Хохлов. О том, каким могло быть здание театра в Новгороде - по ссылке
Каталог статей об известных русских актерах, игравших на новгородской сцене - по ссылке
Н. Рерих «Пещное действо»
Вера Комиссаржевская, актриса императорского театра, в 1902-1903 годах сыграла несколько спектаклей на сцене Новгородского театра
Бруно Фрейндлих, советский актер театра и кино, в начале 1930-х годов – актер новгородского Театра Октябрьской революции; в 1940-41 годах – театра Ленинградского обкома комсомола, работавшего в городе Боровичи Новгородской области
Леонид Неведомский, советский и российский актёр театра и кино, в 1957-59 гг. – актер Новгородского театра драмы
Сцена из спектакля театра оппереты (1970 г)
Виктор Степанов, российский и украинский актер театра и кино, в 1980-81 гг. – актер Новгородского театра драмы. В 1992 году в Новгороде снимался в фильме «Гроза над Русью».