Культурная тропинка

 Электронное пособие. 5-9 класс

Театральные подмостки Новгородчины

 

Скоморохи — в восточнославянской традиции участники праздничных театрализованных обрядов и игр, музыканты, исполнители песен и танцев фривольного (иногда глумливого и кощунственного) содержания, обычно ряженые.

 

Рекомендуем к просмотру - Цикл передач по теме "Русский театр":

  • Истоки русского театра - смотреть

  • Театр при Алексее Михайловиче. Школьный театр - смотреть

  • Первый публичный театр Петра 1. Придворный театр Анны Иоанновны - смотреть

  • Императорские театры Петербурга и Москвы - смотреть

  • Крепостной театр - смотреть

  • Репертуар русского театра 20-40 годов XIX века - смотреть

  • Актеры XIX века. Малый и Александринский театры - смотреть

  • Русский театр конца XIX века - смотреть

 

Русский театр (театр России) в энциклопедии "Кругосвет" - читать

 

 

Факты из истории новгородского театра

Более подробно - в источнике

 

  1. На всю Русь гремело творчество новгородских народных лицедеев – скоморохов, получившее широкий размах в XVI веке. Литургическая драма «Пещное действо», которое проходило в Софийском соборе перед Рождеством, упоминается в «Историческом вестнике» за 1899 год.

  2. С 1825 года открылся первоначальный стационарный театр, содержателем которого был некто Лотоцкий. А с 1853 года театр в Новгороде стал постоянным. В одном из купеческих домов, в переоборудованном под театр помещении на протяжении всего сезона шли регулярные платные спектакли. Самые известные актеры провинции стекались в труппу, а зачастую и столичные «звезды» участвовали в этих спектаклях.

  3. Первый в истории города общедоступный стационарный театр возник в Новгороде в 1918 году. Это был Новгородский театр Октябрьской революции. Через сцену широкие массы трудящихся сближались с художественной интеллигенцией, приобщались к духовным богатствам, ранее не доступным ни рабочим, ни крестьянам. «Новый зритель» оказался довольно восприимчивым и восторженным. Несмотря на преобладание в репертуаре классических пьес, в жизни Новгородского театра появляются некоторые новые акценты, продиктованные временем.

  4. В 1927–1928 гг. появляются первые советские драмы. На сцену впервые вышли участники и герои гражданской войны, выразители воли восставшего народа. В это же время  при театре Октябрьской революции создается детский театр.

  5. На сцене Новгородского театра Октябрьской революции побывали многие известные актеры России. В списках творческого состава труппы были такие имена, как Непокойчицский, М. Модестова, Б. Френдлих, получивший звание «Заслуженный артист РСФСР» за исполнение роли Павки Корчагина в спектакле «Как закалялась сталь».

  6. Июнь 1941 года застал театр на гастролях в Старой Руссе. Нападение фашистских захватчиков и временная оккупация города не прервали творческой деятельности театра. Но теперь это были творческие фронтовые бригады с отрывками и монологами из спектаклей для подразделений Ленинградского и Волховского фронтов.

  7. После освобождения Новгорода от немецко-фашистских захватчиков в городе возобновил работу стационарный театр. С 1 сентября 1944 года, он был преобразован в Новгородский областной театр в ведении областного управления по делам искусств, а с июня 1953 года — областного управления культуры.

  8. В первый послевоенный театральный сезон идеи патриотизма и высокого гуманизма театр и зритель Новгорода находили не только в спектаклях о современности, но, как и прежде, в произведениях русской и мировой классики.

  9. В дальнейшем, в 1950-е – 1960-е годы репертуар театра формировался с учетом главных, волнующих проблем эпохи — проблем формирования и становления личности. В это время советская драма занимает ведущее место в репертуаре всех театров страны.

  10. Для театрального искусства 1970-х годов характерно обращение к современной тематике, к проблемам действительности. На первое место выступают производственные темы, и еще более важным становится нравственная сторона человеческих отношений. Репертуар театра всегда отличался разнообразием жанров. Это комедии и трагифарсы, мелодрамы и трагедии, фантасмагории и метаморфозы. Большое внимание уделялось детским постановкам.

  11. Особым украшением города в тот период был также Новгородский народный театр оперетты при ДК профсоюзов. Новгородцы любили эти постановки, выступления проходили при полных залах. Балет блистал, это был большой коллектив, и в Новгороде его очень любили. Все спектакли сопровождал оркестр под управлением Якова Барбанеля, профессионала высочайшего уровня, как и все музыканты в составе оркестра. Но вскоре, увы, театр оперетты закрыли.

  12. В период 1986–1989 годов наибольшей популярностью пользовались комедии «Семейный уикэнд» Ж. Пуаре, «Модели сезона», «Укрощение строптивой» и «Нельская башня».

  13. Сегодня, как и много лет назад, в репертуаре театра Мольер и Гальдони, Островский и Достоевский, а также Брукнер и Мопассан, Шиллер и Писемский. Большим успехом пользуются спектакли по пьесам современных зарубежных комедиографов, а также русская современная драматургия.

  14. По сложившейся уже давно традиции важнейшей частью жизни Новгородского областного театра драмы являются гастроли, и не только по Новгородской области, но и далеко за ее пределами.

  15. С 1997 года Новгородский театр драмы носит имя Ф. М. Достоевского. С 1999 года Новгородскому театру драмы имени Ф. М. Достоевского присвоен статус академического.

  16. В настоящее время театр активно участвует в Международном театральном фестивале по произведениям Ф.М.Достоевского, который проводится в Новгородской области, является организатором Международного театрального фестиваля Театральное Вече.

Здание театра в 1940-е годы (Епархиальный дом, постройка 1911-1912 гг)

 

 

Здание театра в 1990-е годы (специально построенное в 1987 г. здание)

 


 

Дополнительно:

И. Хохлов. О том, каким могло быть здание театра в Новгороде - по ссылке

Каталог статей об известных русских актерах, игравших на новгородской сцене - по ссылке

 

Дата последнего обновления страницы 01.04.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»