Культурная тропинка

 Электронное пособие. 5-9 класс

Красота камня и металла

 

Термином «скульптура» называют предметы изобразительного искусства, которые имеют объемную форму: бюсты, статуи, рельефы, абстрактные композиции. Слово происходит от латинского sculptura, что значит «вырезать», «высекать».
Давайте поближе познакомимся с данным видом искусства, прочитав статью по ссылке.

 

Памятник "Тысячелетия России" - вид монументального скульптурного искусства.

 

Подробнее о памятнике - по ссылке

 

Во второй половине XIX в. архитектура и скульптура переживали кризис. В искусстве господствовал реализм, но применительно к архитектуре это слово едва ли что-нибудь означает, да и скульптура требует определённой условности и идеализации.
Архитекторы обратились к истории искусства, скульпторы — к сюжетности, историческому и бытовому правдоподобию, даже к иллюстративности. Часто их работы изобиловали подробностями в ущерб пластической выразительности. Это особенно касалось монументальной скульптуры, как к виду изобразительного искусства. Характерный пример — памятник «Тысячелетие России» в Новгороде (1862 г.) по проекту Михаила Осиповича Микешина (1835—1896).

Тяжеловесная форма памятника напоминает колокол, увенчана царской державой и по-своему очень выразительна. Однако её трудно оценить по достоинству из-за множества фигур. Шесть статуй вокруг «державы» олицетворяют русскую государственность — от легендарного Рюрика (согласно летописной легенде начальника варяжского военного отряда, призванного княжить в Новгороде, основателя династии Рюриковичей) до Петра Великого. Ниже расположен рельеф, в котором аллегорические персонажи чередуются с фигурами политических деятелей, святых, полководцев, писателей, художников... Общее впечатление теряется за огромным количеством деталей: на памятник нельзя просто смотреть, его надо расшифровывать. К тому же скульптор словно не видит новгородской архитектуры, которая окружает его произведение.

Дробная многофигурность, отличающая памятник, — своеобразная дань эпохе эклектики.

Памятник "Тысячелетию России" изначально начали поругивать за эклектичность. Действительно, в нём можно найти черты, характерные как для классицизма, так и для реализма. Ярчайший пример - группа второго яруса с Петром и ангелом. Ангел выполнен согласно классицистическим канонам - и жест патетический, которым выражено всё, струящиеся складки одежд, мягкие черты лица. А Пётр совсем иной, для создания фигуры использовалась даже посмертная маска, снятая с императора.
А ещё памятник принято ругать за излишнюю повествовательность и обилие деталей, которые якобы скрадывают основной замысел. Это, однако, не так. Главная идея - единство православия, самодержавия и народности - подчёркнута трёхчастной композицией памятника, форма ассоциируется с двумя важными символами Новгорода и России (вечевым колоколом - независимостью и шапкой Мономаха - царской властью) ; а обилие символов и деталей ругать тоже не стоит: если в XIX веке оно кому-то и могло помешать, то уж в наши дни только поможет понять, кто там представлен и за какие заслуги.

 

Дополнительно:

web-квест "Тысячелетие в бронзе"- по ссылке

 

Дата последнего обновления страницы 01.04.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»