Источники фотографий:
https://www.culture.ru/institutes/12008/muzei-izobrazitelnykh-iskusstv-dvoryanskoe-sobranie
https://vk.com/vnpfoto
Всех, кто приходит на главную новгородскую площадь Победы - Софийскую, встречает торжественное классическое здание с колонным портиком, напоминающее дворец. На здании написано, что в ней находится музей изобразительного искусства и на портике постоянно вывешиваются объявления о новых выставках.
Между тем, изначально здание строилось вовсе не для музея. Экспозиция русского изобразительного искусства XVIII-XX вв. размещается в здании бывшего Дворянского депутатского собрания, построенного в 1851 году по проекту архитектора А.И. Штакеншнейдера (1802-1865).
История здания Дворянского собрания
Более полувека здание являлось местом проведения дворянских депутатских и губернских земских собраний, профессиональных и любительских концертов, музыкальных вечеров, спектаклей, заседаний Новгородского благородного собрания и Общества любителей древности, в нем читались публичные лекции, устраивались ежегодные балы. К наиболее значительным историческим событиям, проходившим в стенах Дворянского собрания, относятся торжества 1862 года по случаю празднования 1000-летия российской государственности, на которых присутствовал император Александр II с семьей и свитой, и проведение в 1911 году XV Всероссийского археологического съезда.
В советское время в здании размещались различные организации и учебные заведения. Первоначальный архитектурный облик двухэтажной постройки, фасад которой завершался фронтонами в виде кокошников с лепными гербами уездных городов Новгородской губернии, был изменен в 1950-е гг. В ходе реконструкции был уничтожен фасадный декор, надстроен третий этаж, а в центральной части фасада сооружен портик, поддерживаемый восьмью массивными колоннами. Внутренняя планировка здания и первоначальная форма окон были частично сохранены.
В 2001 г. в здании Дворянского собрания открыт Музей изобразительных искусств, где располагается экспозиция «Русское искусство XVIII – XX вв.». Экспозиция позволяет познакомиться с богатой коллекцией русской живописи XVIII – XX вв., графики и скульптуры, коллекция портретной миниатюры представлена во всем жанровом и стилистическом многообразии.
Основная часть музейной коллекции была сформирована в 1920 – 1930 гг. из закрытых дворянских усадеб, Государственного Русского музея и Российского музейного фонда. Собрание художественных произведений включает картины Д. Левицкого, В. Боровиковского, Ф. Рокотова, К. Брюллова, В. Тропинина, И. Репина, И. Айвазовского и др. Среди замечательных образчиков скульптуры музея – произведения М. Антокольского, Ф. Шубина, М. Врубеля, П. Трубецкого.
Посетителей встречает полотно Б. Виллевальде «Открытие памятника 1000-летию России в Новгороде в 1862 г.».
Коллекция позволяет в достаточно полной мере представить основные пути развития отечественного изобразительного искусства.
Блее подробно о коллекциях музея - по ссылке.
Портрет – ведущий жанр в русском искусстве XVIII в.
История русского живописи XVIII века — это картина визуального самосознания нации, развернутый во времени процесс обретения русским человеком «лица». С этого времени и на весь наступающий век портрет станет синонимом русской живописи. От сословного стандарта, зафиксированного в довольно ограниченном репертуаре поз и выражений лица, портрет идет к выстраиванию более тонких отношений между внешностью и внутренним миром персонажа. С приходом сентиментализма именно жизнь души становится ценностью, признаком личности, гармонически сочетающей природу и цивилизацию.
Познакомимся с данной темой на основе статьи Ильи Доронченкова "Становление русской живописи: портрет XVIII века" - читать.
Дополнительно:
Презентация "Портрет - ведущий жанр живописи XVIII века" - ознакомиться
Знакомство с видами искусства – живопись, графика, миниатюра, скульптура
В истории человечества не было существования общества без искусства. С первобытных времен человек создавал вещи, украшал свое жилище, предметы обихода, одежду и через украшение выражал свои представления об окружающем мире. Ведь потребность творить прекрасное, восхищаться красотой и гармонией окружающего мира заложена в человеке самой Природой. Человеку свойственно задавать вопросы. Пришло время, и он задумался о том, что значит понимать искусство и почему этому надо учиться?
Видами искусства называют различные направления творчества человека. Виды искусства - это и различные произведения, которые можно объединить по какому-то главному и общему для всех них признаку.
Изобразительное искусство отображает действительность, раскрывая душевный мир людей. Изобразительное искусство существует с древнейших времен. Узнав тайны языка живописи, архитектуры, скульптуры, графики вы сможете лучше узнать и понять изобразительное искусство Древней Греции и Древнего Рима, Франции и Голландии, Древней Руси и искусства наших дней.
Виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно–прикладное искусство. Но все эти виды искусства имеют различное назначение в жизни людей, поэтому, каждый вид по-своему изображает окружающий мир, используя свои характерные материалы и выразительные средства, т.е. разговаривают с нами на своем особом «языке».
Живопись переводиться, как писать « жизнь» при помощи красок, цветом на плоскости – это произведения искусств, выложенные красками. Различают темперную, масляную, акварельную, гуашевую живописи основные средства живописи – цвет.
Графика– линией и пятном на плоскости.
Скульптура– на языке объёмов и форм.
Архитектура– на языке конструкции и пространства.
Декоративно-прикладное искусство– при помощи объёма, цвета, линий, и пространства…