«...Памятник по своему внешнему виду должен соответствовать историческому назначению и отражать шесть главных эпох в истории России: основание государства, введение христианства, освобождение от татарского ига, основание самодержавного царства русского, восстановление самодержавного царства избранием Михаила Романова и основание Российской империи. Памятник должен состоять из ваяльных изображений, соединенных изящными архитектурными сооружениями. Впрочем, составители проекта могут не стесняться сим указанием, лишь бы памятник выражал главную мысль сооружения: ознаменование постепенного в течение тысячи лет развития государства Российского...»
Так в 1859 году звучало задание конкурса, итогом которого должен был стать проект памятника, отражавшего не событие, не героя, а тысячелетний путь государства. К установленному сроку было представлено 52 проекта. Победителем был назван не академик, не профессор, не скульптор, а никому неведомый двадцатичетырехлетний живописец Михаил Микешин.
У вас на столах лежит статья В. Г. Смирнова "Россия в бронзе". Прошу вас ознакомиться с ней и мы продолжим беседу дальше.
Итак, памятник «Тысячелетие России» — монумент, воздвигнутый в Великом Новгороде в 1862 году в честь тысячелетнего юбилея легендарного призвания варягов на Русь. Авторами проекта памятника являются скульпторы Михаил Микешин, Иван Шредер и архитектор Виктор Гартман. Памятник находится в новгородском детинце, напротив Софийского собора и бывшего здания Присутственных мест.
М.О.Микешин. Эскиз памятника «Тысячелетие России».
1858 г
Один из ранних макетов памятника
Открытие памятника
1862 г
Современная фотография памятника
Памятник представляет собой гигантский шар-державу на колоколообразном постаменте; общие очертания монумента колоколообразные (по некоторым предположениям, был призван «благовестить потомкам о героическом прошлом России»).
Всего памятник содержит 128 фигур. Скульптурные изображения делятся на три уровня:
Группа, венчающая композицию, из двух фигур — ангела, поддерживающего крест (олицетворение православной церкви) и коленопреклоненной женщины (олицетворение России). Установлена эта группа вверху на державе (символ государственной власти монарха), покрытой узором из изображений крестов. Держава украшена рельефным орнаментом из крестов (символ единения церкви и самодержавия) и опоясана надписью: «Свершившемуся тысячелетію государства Россійскаго въ благополучное царствованіе императора Александра ІІго лета 1862». Среднюю часть памятника занимают 17 фигур, группирующиеся в шесть скульптурных групп вокруг шара-державы, символизирующих различные периоды истории Русского государства (согласно официальной историографии того времени). Каждая группа ориентирована на определённую часть света, что имеет символический смысл и показывает роль каждого государя в укреплении определённых рубежей государства. В нижней части монумента расположен фриз, на котором помещены горельефы 109 исторических деятелей, воплощая идею опоры самодержавной власти на общество в лице его славнейших представителей. Внутри каждого раздела персоны расположены согласно позиции на памятнике слева направо.