Культурная тропинка

 Электронное пособие. 5-9 класс

Обряды и обычаи. Весенне-летние праздники

 

Сoроки

 

Сoроки (Сорок святых, сорок мучельников) – народное название дня памяти сорока мучеников(9/22 марта).


По христианской легенде, в 320 году соправитель византийского императора Константина Ликий потребовал от сорока воинов-христиан, служивших в армянском городе Севастии, отречься от своей веры. После их отказа Ликий приказал поставить воинов обнаженными на лед Севастийского озера в надежде, что они не выдержат мучений и отрекутся от христианства. Этого не произошло, а лед под ногами мучеников растаял, вода в озере стала теплой, и над головой каждого из них появился сияющий нимб. Утром Ликий приказал всех убить, тела сжечь на костре и бросить в озеро.


Русские крестьяне связывали день памяти сорока мучеников с пробуждением природы от зимнего сна. Считалось, что в этот день в мир приходит тепло: «Зима кончается, весна начинается», а вместе с наступлением тепла прилетают стаи птиц во главе с жаворонком или куликом и приносят на своих крыльях весну: «На сорок мучеников сорок сороков птиц весну несут», «Прилетел кулик из-за моря, принес весну из неволья». С этого дня начинались обрядовые действия зазывания («кликанья», «гуканья») весны. В Сoроки полагалось делать печенье в виде птичек. Оно называлось по-разному: «птюшки», «жаворонки», «кулики», «чувильки», «чибрики», «ластовки», «снегирьки», «воробушки», «тетерки». Печенье раздавали членам семьи со словами:

«Вот уже и весна пришла!»,

«Весна красна, приходи скорей!»

В некоторых деревнях южных губерний России хозяйка дома поднималась на чердак с печеньем в руках и кричала в слуховое окно: «Жаворонки, жаворонки, прилетите, с собой весну принесите!» В деревнях западных и южнорусских губерний, а также в Верхнем и Среднем Поволжье, на Урале и в Сибири обрядовые действия с «жаворонками» были более яркими и сопровождались специальными песнями – веснянками (веснухами, веснушками). Они исполнялись детьми и девушками. Рано утром, получив от матери только что испеченные «жаворонки», дети раскладывали их на высокие места: на крыши домов, амбаров, сараев, на стога сена, нанизывали на ограды и пели:

Жавороночки,
Прилетите к нам,
Принесите нам
Лета теплого,
Хлеба доброго!
Чувиль-виль-виль.

При этом в песнях весну зазывали вместе со множеством сельскохозяйственных забот, от которых зависело будущее кретьянской семьи:

Кулики, кулики, куликали,
Весну красную заклинали:
– Весна красна, на чем пришла?
– На сохе, бороне, на кривой кочерге,
На жердочке, на бороздочке,
На ржаном колоску,
На пшеничном пирожку!

Русские люди, наблюдая за природой, видели, что мартовское тепло перемежается с холодными ночами и заморозками, а значит, весна еще не окончательно победила зиму. Считалось, что заморозки должны длиться 40 дней: «Сорок мучеников торят дорогу сорока утренникам». В этот день крестьянки пекли из ржаной или овсяной муки 40 шариков («сороки святые – колобаны золотые») и по одному шарику выбрасывали каждый день за окошко со словами: «Мороз, красный нос, вот тебе хлеб и овес, а теперь убирайся подобру-поздорову!» По поверью, Мороз, получив хлебные шарики, уйдет, чтобы не мешать земледельцу выращивать хлеб.


В Сoроки проводилось много обрядовых действий, направленных на достижение успехов в крестьянском труде и связанного с этим благополучия. В Рязанской губернии, например, дети несли «жаворонки» в поле, надев их на вилы, а затем часть печенья съедали, а часть оставляли на гумне, чтобы гумно всегда было полно хлебом. В Орловской губернии дети съедали «жаворонки», а головки отдавали матери со словами:

«Как жаворонок высоко летал, так чтобы и лен твой высокий был. Какая у моего жаворонка голова, так чтобы и лен головастый был».

В Новгородской губернии «птички» использовали для того, чтобы определить семейного засевальщика – человека, который бросит в землю первую пригоршню зерна во время весеннего сева: по поверью, от его легкой руки зависел будущий урожай. Хозяйка дома предлагала всем мужчинам семьи, даже маленьким мальчикам и старикам, взять из лукошка «птюшку»: в одной из них была запечена монетка, человек, которому попадался «жаворонок» с монеткой, считался избранным в засевальщики Богом. В Сороки беспокоились также и о благополучии домашнего скота и птицы. Так, например, в некоторых южнорусских губерниях 40 шариков откладывали до Егория Вешнего (см. Егорьев день), а затем скармливали скоту при выгоне его на пастбище. В Вятской губернии в Сороки хозяйки пекли 40 «мушленников», «мусленников» – булочки из пресного теста – в память о сорока мучениках и каждое утро относили по штуке в хлев, чтобы скот был здоров. В некоторых местах в Сороки делали из теста 40 яичек, которые укладывали в 40 маленьких гнездышек и относили в птичник. Считалось, что после этого куры будут нестись только в своем дворе.


6 мая -  Егорьев день


Особое почитание Георгия Победоносца на Руси началось с 1030 года, когда Ярослав Мудрый после воинской победы основал Юрьевский храм недалеко от Новгорода.

 

Латинские тексты его жития, являясь изначально переводами греческих, со временем стали сильно отличаться от них. Они гласят, что по наущению дьявола римский император Дациан подверг жестоким гонениям христиан. В это время жил некий Георгий из Каппадокии. Его подвергли многочисленным пыткам (дыба, железные клещи, огонь, бросали в колодец...). После каждой пытки Георгий снова исцелялся. Мучения продолжались 7 дней. Его стойкость и чудеса обратили в христианство 40 900 человек, в том числе и царицу Александру. Когда по приказу Дациана казнили Георгия и Александру, с неба сошёл огненный вихрь и испепелил самого императора.


А в 1036 году монастырь святого Георгия был заложен в Киеве. Во время освящения культового сооружения 26 ноября княжеским указом предписывалось ежегодно отмечать праздник Георгия Победоносца по всей Руси. Его иконы хранятся во многих православных церквях.
Образ этого святого считается символом высочайшей воинской доблести, покровителем нашей армии. Со времен Дмитрия Донского святого Георгия считают покровителем Москвы. К нему обращаются с просьбами о защите от врагов, несправедливых притеснений.
В народе его почитают также как покровителя землепашцев, скота. Неслучайно Егорьев день на Руси был основным земледельческим праздником года, открывающим весенние полевые работы, днем первого выгона скота на пастбище.
Люди читали на полях молебны, окропляя нивы святой водой. В землю втыкали ветки, освященные в церквях в Вербное воскресенье.
Крестьяне верили, что в Егорьев день этот святой выезжает в поле на своем белом коне и пасет скот, охраняя его от диких зверей, над которыми тоже властвует. Хлебопашцы просили Егория отомкнуть землю, выпустить росу.
В Егорьев день пастухов одаривали подарками и кормили в поле яичницей. К этому празднику пекли каравай, первый кусок которого давали пастуху, а оставшийся скармливали вернувшемуся с пастбища скоту.
К праздничному столу хозяйки готовили обрядовое печенье в виде коров, лошадей, коз и других животных.

 

 

Троица - Зеленые Святки


Троицыно утро, утренний канон.

В роще по березкам — белый перезвон.
Тянется деревня с праздничного сна,

В благовесте ветра — хмельная весна.
Нарезных окошках — ленты и кусты.

Я пойду к обедне плакать на цветы.
Пойте в чаще, птахи, я вам подпою,

Похороним вместе молодость мою.
Троицыно утро, утренний канон,

В роще по березкам — белый перезвон.
С. Есенин


Конец мая и начало июня, на которые приходится Троицын день, особенно подходили для чествования весеннего возрождения зеленеющей земли и встречи лета. Семицкая — седьмая после Пасхи — неделя, заканчивающаяся Троицыным днем, носит название Зеленых Святок. Именовали ее также русальною, зеленою, клечальною, задушными поминками, каждое из названий находит свое объяснение в пережитках славянского язычества. Обряды русалии наполнены радостью и грустью одновременно — это не только праздник начала лета, но и поминание праматери: русалки Роси, дочери Днепра, которая родила от Перуна Дажьбога. От Дажьбога и ведется история русского народа. 

Подробнее - по ссылке.

 

 

Иван Купала


В языческие времена главным летним праздником был день летнего солнцестояния (21 или 22 июня), когда дневное светило достигает наивысшего проявления своих творческих сил, делает первый поворот на зиму. Многие поверья и ритуалы, связанные с ним, оказались позже приуроченными ко дню Ивана Купалы (24 июня/7 июля).

 

 

Подробнее - по ссылке.

 

 

Дополнительно:

Летние праздники, обряда и обычаи - читать

 

Дата последнего обновления страницы 01.04.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»